Двадцатый век ознаменовался множеством интересных и новых для общества явлений, в том числе сверх-потребительством и «запойным» шопоголизмом. В чем же корни этих, таких приятных, но часто вредных пристрастий?
Заходя в торговый центр или онлайн-магазин, мы начинаем с выбора одной вещи, потом другой и заканчиваем покупки уже целым ворохом платьев, обуви и аксессуаров, которые, возможно, нам даже не нужны. Дома одежду уже просто некуда вешать, но мы покупаем новые шкафы и сомово мебель для хранения еще двадцати пар туфель, а потом снова отправляемся за покупками… Узнаете ли вы себя в этом образе? Если да, значит, вы не понаслышке знаете, что значит быть шопоголиком.
Конечно же, не все покупки можно характеризовать, как шопоголизм. Некоторые вещи действительно нужны и полезны, их покупка продиктована стремлению к комфорту, удовлетворению определенной потребности. Кстати, к нашему гардеробу тоже применимо правило Парето, или закон 80/20 – т.е. абсолютное большинство содержимого гардероба нам совершенно не нужно, а носим мы те самые 20%. Но есть и другая, значительная часть покупок, сделанных под влиянием импульса, именно они и являются симптомом шопоголизма. Отличить эти два вида вещей очень просто: если вы действительно любите купленную вещь, вы носите ее, пользуетесь ею; если же это был приступ шопоголизма, вы просто накапливаете купленное в шкафах, не находя ему никакого применения.
Психологи утверждают, что шопоголизм имеет серьезные истоки: оказалось, что, как правило, мы покупаем новые вещи, стараясь повысить свою самооценку, пытаясь восполнить с помощью красивых вещей определенную неудовлетворенность собой. Если вы не собираетесь быть шопоголиком всю свою жизнь, постарайтесь разобраться в своих переживаниях, определите, какую потребность вы пытаетесь заглушить с помощью неконтролируемых покупок. Возможно, вам понадобится даже помощь психолога, но, как только вы определите причину своего шопоголизма, вы сможете начать менять что-то на самом деле, а не заглушать душевные терзания приобретением ненужных вещей.
© Текст: Ада Клевер,
специально для женского журнала Lady Boss