Очень часто в деловой практике можно встретить ситуацию, когда руководитель работает от зари до зари, посвящая всего себя рутинной деятельности. Особенно часто эта тенденция встречается среди женщин-руководителей или владелиц бизнеса: бизнес-леди взваливает на себя множество обязанностей, с которыми едва справляется. Самое грустное в этом случае, что все эти обязанности без особого труда могут выполнить другие люди.
Что такое делегирование
Примером, возьмем житейскую ситуацию: ваша подруга просит помочь ей организовать свадьбу. Вы можете начать судорожно составлять списки всего, что нужно сделать, с ужасом думая об объемах работы, которая вам предстоит – в конце этой истории вы с чувством выполненного долга будете валиться с ног на самом торжестве. Вместо всего этого можно просто найти хорошее свадебное агентство и поручить им всю работу, в которой необязательно ваше личное участие, себе же оставить только контроль основных этапов.
То же самое и в работе: есть вещи, которые должны делать именно вы, в силу профессиональных особенностей и ваших личных качеств (например, дизайнер не может делегировать кому-то исполнение своего заказа, так как в этом случае это будет уже не его авторская идея и исполнение), а есть технические моменты, которые отнимают массу времени – и именно их и нужно делегировать (тот же дизайнер может нанять менеджера для поиска клиентов и обработки документации, вместо того, чтобы делать это самому).
Почему мы боимся делегировать
Большинство бизнес-леди не передают своим подчиненным исполнение второстепенных задач по нескольким причинам. Это могут быть:
- Недостаток доверия к своим подчиненным. Вам может казаться, что они попросту не справятся, а так как за исход дела ответственность несете все же вы, то и предпочитаете делать все самой.
- Сознательное или подсознательное желание избежать риска. Делать всю работу самостоятельно сводит на нет возникновение ошибок и погрешностей в работе.
- Боязнь конкуренции со стороны подчиненных. Руководитель может бояться, что если посвятит подчиненного во все нюансы работы, тот обязательно захочет занять его место.
- Неумение отличать активную деятельность от продуктивной. Это очень важный момент: многие руководители стараются быть активными, делать больше, работать больше, абсолютно не различая, что КПД при этом все ниже и ниже.
- Боязнь показаться ленивым. Руководитель думает, что подчиненные сочтут его ленивым, если он будет перекладывать на них часть своих обязанностей.
Все эти причины, так или иначе, мешают нам научиться делегировать свои второстепенные обязанности и освободить время для более продуктивной деятельности.
Как научиться делегировать
Существует всем известный закон Парето, по которому 20% всей деятельности обеспечивает 80% успеха (или прибылей, смотря в чем вы измеряете свою результативность). Проанализируйте свою деятельность и выясните, что именно составляет эти ваши 20%. Как правило, это будет та самая деятельность, которую можете выполнять только вы, благодаря вашим талантам и профессионализму. А значит, все остальное можно перепоручить другим людям, не забывая при этом контролировать ход выполнения задач. Попробуйте применить это правило в любой сфере и вы увидите, насколько больших результатов вы сможете достичь!
© Маргарита Ковалевская,
специально для женского журнала Lady Boss