Вероятно, широкий размах этого бедствия связан с тем, что подросла генерация неработающих мам с большими амбициями. Обычно это образованные женщины от 25 до 30 лет, которые или вкладывают в своего единственного ребенка все то, что они сами недополучили в детстве, или реализуют таким образом творческую энергию. Свою энергию. Бывает и наоборот. Работающие мамы боятся, что из-за своей занятости не смогут дать ребенку чего-то, и компенсируют отсутствие своего внимания всевозможными занятиями. Но где же золотая середина?
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Десять лет назад, когда только появились кубики Никитина, развивающие игры, это было так здорово, так ново! И мамы, получившие отпуск на три года, с увлечением бросились в это играть. Поначалу от идеи раннего развития была одна сплошная польза. Пока это не стало модным.
В чем состоял принцип раннего обучения и развития? Играя, обучать потихонечку детишек английскому — в песенках, лепке —— с кукольным театром, чтению — по вывескам. Именно в игре, так как задача была — не обучить детей предмету, а показать многообразие мира, научить получать удовольствие от интеллектуальных и творческих занятий, пообщаться с собственными детьми.
Но жестокая «тетя Мода» потихоньку набирала обороты, и вот уже на голову ребенка обрушиваются бесконечные, многочисленные курсы и занятия. Мамы удивлялись: почему малыш плачет и не хочет идти на занятия? Он и так устал после садика, ему домой хочется, к маме, к своим игрушкам, к телевизору, в конце концов. А его тащат на какие-то совсем ему ненужные занятия, отрывают от мамы, а ведь он так по ней соскучился за день!
Принцип червяка
У Дейла Карнеги встречается очень доходчивый образ: «Когда вы идете ловить рыбу, вы насаживаете на крючок червяка. Хотя лично вы предпочитаете клубнику со сливками. Но рыба любит червяков, поэтому вы предлагаете ей червяка, а не клубнику».
Давайте скажем честно: все дополнительные занятия (в большинстве случаев) тешат честолюбие родителей. Да, конечно, встречаются дети с ярко выраженными способностями и потребностями. Эти способности надо развивать, холить и взращивать. Но большинству малышей хватает их занятий в детском саду. Стандартная программа средней группы детского сада включает в себя лепку, рисование, музыкальные занятия, математику, конструирование, чтение, природоведение и физкультуру. В некоторых садах есть еще платные уроки иностранного языка и ритмики. Для маленького человечка это уже немало.
Детеныш не понимает, что иностранный язык необходим для его будущей карьеры. Он любит эти уроки потому, что учительница молодая и красивая («клубника со сливками») и ласково с ним разговаривает. Или не любит — если учительница не нравится.
У детей должно быть детство
Беззаботное детство, наполненное покоем и радостным ожиданием нового дня. Игрушки, детские товары, машинки, скакалочки и салочки. Со сказками, прочитанными на ночь мамой, не потому, что так надо, а потому, что так сладко сидеть у мамы на руках и не бояться. Впереди долгая жизнь, и всю эту жизнь предстоит учиться. А детство промелькнет быстро, и пусть останутся об этом детстве чистые, светлые воспоминания. Если этого нет, дети, напичканные всевозможными знаниями и навыками, но обделенные родительским вниманием и любовью, рано или поздно попадают к детскому психологу. С жалобами на энурез, плохой сон, необщительность. Неконтактные, зажатые, прекрасно обученные дети. Не лишайте их такой простой радости: играть, катать машинки, рисовать каля-маля, баловаться. Это время скоро пройдет.
Конечно, все желают своему чаду только самого лучшего. Оставить ребенка в покое, чтобы он рос «как трава», — тоже не лучший вариант. Другое дело, что заниматься с ребенком есть смысл ради его благополучия, а не для того, чтобы было что предъявить друзьям и знакомым. Ребенку нужно, чтобы вы помогли ему развиваться в его собственном темпе и сами принимали деятельное участие в его развитии. Ведь воспитание, в конце концов, означает не воздействие, а взаимодействие, сотрудничество с ребенком. И самое главное в нем — это не притупить природную любознательность ребенка и отвечать на все его вопросы. Не страшно, если ребенок научится читать, только пойдя в школу в семилетнем возрасте. Хуже, если он еще до школы потеряет интерес к обучению как к деятельности, которую ему навязывали с самого рождения. Ведь дело не в том, сколько и чего будет знать малыш, а в том, каким он вырастет — любознательным и творческим или озлобленным занудой, который много о чем слышал, но ничего не хочет.
Недостатки «раннего старта»
В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным сегодня является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.
Мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.
У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной — высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чтобы этого, не дай Бог, не случилось с вашим ребенком, не забывайте, что он все-таки не объект, а субъект обучения, не ходячий «пентиум», а человечек, со своими вкусами, склонностями и интересами.
Практические советы родителям
Для того чтобы родители не увлекались чрезмерно слишком ранним и чересчур «всесторонним» развитием своего чада, психологи советуют им соблюдать нехитрые правила. Вот некоторые из них.
Не превращайте успехи малыша в повод продемонстрировать перед знакомыми его необыкновенные способности. Из этого он вынесет одно: я занимаюсь не потому, что мне интересно, а для того, чтобы удивить маминых подруг.
Не гонитесь за модными рамками Монтессори, кубиками Никитина и т.д. Может быть, начать стоит с обычной детской пирамидки и деревянного конструктора — ведь это тоже развивающие игры.
Сегодня существует масса развивающих методик, но вовсе не обязательно следовать принципам единственной. Выберите в каждой то, что близко и понятно вам и интересно малышу.
Решив заняться ранним развитием, не скупайте подряд все пособия. Пусть ребенок сначала освоит что-то одно.
Никто вам не скажет, в каком возрасте вашего ребенка надо учить цветам или цифрам. Только вы сами можете решить, с чего начинать занятия. Главное — не переусердствуйте и не перегрузите малыша знаниями, а двигайтесь вперед постепенно — от очень простого к простому, от простого — к чуть более сложному.
Откажитесь от соблазна выделить для «развития» определенное время. В этих занятиях регулярность — не самое главное. Гораздо важнее для них хорошее настроение родителей и малыша, увлеченность и желание «развиваться». Прислушайтесь к ребенку, который вдруг увлекся только буквами или только складыванием кубиков. Пусть он занимается тем, что ему интересно, а не тем, что у вас сейчас по расписанию.
Не настаивайте на занятиях, если ребенок поглощен игрой в куклы или машинки. А если вас именно сейчас обуял развивающий зуд, попроситесь в его игру.
Самая лучшая «методика» развития — общение. Ваши занятия будут односторонними, если между ними вы не будете говорить с ребенком. О чем? Да обо всем на свете…