Надеюсь, никто не сомневается, что похвала не имеет ничего общего с лестью — это абсолютно разные категории, имеют разные цели и последствия. И мы уже неоднократно писали о том, что лесть неконструктивна, манипулятивна, ведет к недоверию и разрушению отношений. Похвала же — это искреннее одобрение поведения, поступков другого человека. Сегодня мы поговорим о похвале в контексте производственных отношений. Чем же она полезна?
Мотивация и вдохновение
Коллектив и каждый его член работает с полной отдачей, когда знает, что его труд будет оценен по достоинству. И речь не только о материальном вознаграждении. Людям приятно осознавать свою значимость, причастность к разрешению важной проблемы, решению сложной задачи. Когда человек долго вынашивает свою идею, размышляет о путях ее реализации, продумывает каждую деталь, он не ожидает похвалы, точнее, не думает о ней. Но, если позднее, представив свою выношенную идею на суд коллег и начальника, он видит, вместо одобрения, безразличное молчание, такого сотрудника, скорее всего, постигнет разочарование. Безразличие руководства и коллег в случае, кода человек заслужил похвалы, явится сильнейшим демотиватором, и в следующий раз вряд ли он будет выполнять работу с тем же энтузиазмом.
Продуктивность труда
Когда работник мотивирован, выполняет свою работу увлеченно, зная, что его труд ценится, и что результаты его работы приближают общий результат, продуктивность его труда намного выше, чем, если бы он работал, принуждая себя, видя бессмысленность своей работы. Уже давно доказано, что настроение работника имеет существенное влияние на производительность его труда.
Атмосфера в коллективе
Вероятно, вы замечали, как поднимается ваше настроение, когда вы похвалили кого-то из окружающих? Да-да, именно, когда вы похвалили, а не вас (во втором случае это само собой разумеется). Почему? Психологи знают этот феномен. Мудро и справедливо об этом сказал Лев Николаевич Толстой: «Мы любим людей за то добро, что им сделали, и ненавидим за зло, которое им причинили». Никто не говорит, что конструктивная критика недопустима, наоборот, необходимо указывать на реальные промахи в работе. Но иногда сказать что-то приятное значительно труднее, чем покритиковать подчиненного, указать на недостатки. Но, говоря коллегам, как вы цените их старания и помощь, поощряя добрым словом их усердие и добросовестность, вы вскоре заметите, насколько более теплыми и доброжелательными станут ваши отношения. А ведь атмосфера в коллективе существенно влияет и на производственные показатели — доказанный факт.
© Текст: Nina May, фото: pinterest.com, специально для женского журнала Lady Boss.
Перепечатка только с активной прямой ссылкой на ladyboss.com.ua