Поскольку Китай – это высоко цивилизованная и стремительно развивающаяся страна, сотрудничество с ее представителями может стать очень перспективным и прибыльным для вашего бизнеса. Но только в том случае, если вам известны особенности ведения бизнеса с китайскими партнерами, так как их деловой этикет практически приравнивается к кодексу чести.
Сразу хотелось бы сказать, что многие китайские традиции в сфере бизнеса (и не только) имеют вековую «выдержку», поэтому не считаться с ними просто невозможно, даже если некоторые из них покажутся западному бизнесмену бессмысленными или странными. Обижаться на китайских партнеров или пытаться оспорить их методы переговоров – это бессмысленная трата времени, которая к тому же может привести к неприятным последствиям. Поэтому давайте будем толерантными и попробуем ознакомиться с некоторыми основными особенностями ведения бизнеса с китайскими деловыми партнерами.
Первое, что может сбить с толку любого славянского бизнесмена или бизнес леди – это традиционная недоверчивость представителей китайского народа. Они предельно насторожены и внимательны, причем не только в деловых вопросах, но и в личных. Винить за это китайцев не стоит – такой уж у них менталитет. Зато подвох или обман китайский бизнесмен учует за версту.
В большинстве случаев, международные сделки с участием китайцев проводятся при помощи грамотных посредников и переводчиков. Но вот вам небольшой совет: лучше найти посредника в своей стране, на бизнес-сайтах или другим способом, а не когда вы уже поселились в одном из отелей Гуанчжоу. Найдите проверенного специалиста и не соглашайтесь на предоставление услуг от переводчиков из Китая – это может неблагоприятно отразиться на вашей безопасности.
Переговоры с китайскими партнерами высшего ранга можно сравнить с настоящими боевыми искусствами. Это не значит, что каждый из них готов схватиться за меч! Но своего оппонента китайцы могут буквально нокаутировать своей выдержкой, обходными маневрами, выпадами и отступлениями и даже блефом. Поэтому если вы настроены на максимально успешный результат переговоров с китайскими партнерами по бизнесу – запаситесь недюжинным терпением и ни в коем случае не забывайте о пунктуальности.
Деловая разведка – это также один из самых опасных «коньков» китайских бизнесменов. Так как мы уже говорили, что по природе своей они недоверчивы, то больше всего они жаждут обладать не столько большими суммами денег, сколько информацией. Ведь именно информация для них – самая ценная валюта. Исходя из этого, специалисты настоятельно не рекомендуют оставлять без присмотра на столе переговоров мобильные телефоны, ноутбуки и т.д. Если же вы находитесь на территории Китая, то все бумаги и документы необходимо надежно прятать или запирать в сейфе, подальше от лишних глаз.
Излишняя жестикуляция или щелканье пальцами может создать неловкую ситуацию. Показывать пальцем – тоже недопустимо. Чтобы указать на что-либо, нужно использовать открытую ладонь. Еще очень важно помнить, что по имени к китайцам могут обращаться только близкие люди. Деловые партнеры, как правило, называют друг друга по фамилии, ставя после нее слово «господин» или «госпожа». К примеру, если фамилия вашего оппонента Цзай, то это будет звучать так: «Цзай сяньшэн» (Господин Цзай).
В конце переговоров по традиции необходимо подарить подарок. Цена подарка напрямую зависит от уровня сделки. Причем то, что вы намерены подарить китайскому партнеру, должно быть уникальным и практичным, рекомендуют специалисты сайта hros.ru. То есть, эти предметы не должны продаваться в соседней лавке и, желательно, в Китае вообще.
Ни в коем случае не дарите часы! Для китайцев часы – это омоним смерти. Спиртное в Китае дарить также не принято, в отличие от привычных нам традиций. Лучше отдать предпочтение престижной электронике, качественным канцелярским принадлежностям или картинам.
© Текст: Polly Dozzi, фото: pinterest.com,
специально для женского журнала Lady Boss
Перепечатка только с активной прямой ссылкой на ladyboss.com.ua