Некоторые литературные кафе становятся местом «для души», куда хочется прийти, чтобы насладиться запахом книг, общением с такими же почитателями талантливого пера, уютной атмосферой. Другие же превращаются в тусовочные, модные, шумные места. Впрочем, и те, и другие имеют право на существование.
Под литературным кафе чаще всего подразумевается заведение, в котором соседствуют общепит и книги – это может быть как формат читального зала, так и книжный магазин. Иногда функциональность такого заведения становится еще больше – его делают местом проведения тематических вечеров, просмотра авторского кино или показов мод, а также как банкетный зал для свадьбы, зал для презентации новой книги.
Такого типа кафе в нашей стране пока еще немного, самые известные среди них – киевские «Книжная кофейня «Бабуин», «Русская книга», фэшн-кафе «Фруктопия» и всеукраинская сеть супермаркетов с кафе «Буква».
Как привлечь посетителей?
Несомненное преимущество литературных кафе заведений в том, что у них есть две потенциальные категории клиентов. Соответственно, кафе может получать прибыль с тех, кто пришел за книгами, а книжный магазин – с тех, кто пришел попить чаю.
Не стоит ожидать, что этот бизнес принесет сразу ощутимый доход – во-первых, не совсем обычный формат, а во-вторых, есть очень много факторов, которые влияют на уровень прибыли. Среди самых наиболее важных – грамотное меню с учетом обстановки и безукоризненный подбор книг на любой вкус. Вот эти два пункта смогут привлечь клиентов и разбудить в них желание вернуться.
О чем еще стоит позаботиться?
Но и сама территория должна быть выбрана правильно. Лучше всего, если это будет простое помещение без особых архитектурных излишеств, но находиться оно должно в проходном месте. С дизайном можно играть, как душе угодно. Чаще всего в литературных кафе в этом вопросе придерживаются демократии, но, тем не менее, старый диван с потертой обивкой и яркие, кричащие подушки на нем – то, что где-то в другом месте было бы названо отсутствием вкуса, здесь создают неповторимую, уютную, домашнюю атмосферу.
Если Вам интересна только одна сторона этого бизнеса – кафе или книги, то не стоит себя через силу заставлять заниматься всем – достаточно найти партнера, которому будет интересна сама идея и которому захочется заниматься второй частью. Чтобы не возникало никаких претензий, владелец кафе юридически может сдавать в аренду территорию для стеллажей с книгами, или же хозяин книжного магазина – место для кафе.
Это еще недостаточно изведанная сфера, этим она и привлекает. Конечно, есть беспокойства. Но кто не рискует, тот… А какое шампанское любите Вы?
© Екатерина Александрова,
специально для женского журнала Lady Boss