Есть традиция политехническая. КалТех и МИТ в США, МИФИ и МФТИ в СССР (ударение на слове СССР), Высшие Технические Школы Франции. В этих заведениях готовят технократов. Требования к обучающимся предъявляются более чем жесткие. Только очень мотивированный, трудолюбивый и способный человек способен полностью усвоить предлагаемую программу. А ситуация здесь, увы, такова, что либо ты знаешь ВСЕ, либо не знаешь НИЧЕГО. На выходе получаются квалифицированные инженеры – исследователи, ориентированные на конкретный результат. Нужны такие специалисты, во-первых, для технического обеспечения политических проектов, во- вторых, для динамичного развития высокотехнологичных производств. Чаще всего – военных.
Такие ВУЗы, как правило, можно пересчитать по пальцам. Опять таки, больше и не надо.
Творческие ВУЗы – разговор особый. Как правило эти ВУЗы (во всяком случае, лучшие из них) являются представителями так называемой проектной традиции, уходящей корнями в Эпоху Возрождения. Во главу угла здесь ставится человек, раскрытие его творческого потенциала, идеи гуманизма.
Наконец, есть образование профессиональное.
И обществу, и бизнесу нужны не только гении, идеологи и рулевые. Нужны специалисты. Какие? Хорошие и разные. И в большом количестве. Если от работника требуется выполнение простых функций, его можно подготовить на ускоренных курсах, тренингах (или в ПТУ). Если требования выше – систематический набор эмпирических правил человеку дадут в средне-специальном заведении, будь то техникум или колледж. Если же специалисту иногда требуется решать трудные, нестандартные задачи, и много думать головой, его выбор — высшее образование. Теоретический минимум, необходимый для успешного выполнения таких задач, ему дадут в бакалавриате любого университета из TOP 100 (в США). Здесь ставка делается на подготовку узких специалистов. Дается именно то, и только то, что пригодится человеку в его будущей рабочей деятельности. Замечу, человек волен выбирать большую часть курсов сам. Но то, что дается, дается по полной программе. А ответственность за выбор ложится на тебя.
Если нестандартные задачи человеку приходиться решать довольно часто, он продолжит свое образование в магистратуре. Там ему дадут уже систематический набор правил и покажут, как с помощью этих правил получить ОРИГИНАЛЬНЫЙ результат. И как этим результатом распорядиться.
Наконец, в аспирантуре, уже состоявшемуся профессионалу расскажут, как вырабатываются эти теоретические правила, как при этом расставляются приоритеты, и научат самостоятельно ставить задачи.
Образование должно быть вариабельным. Кто- то хочет соединить пространство и время, кто – то грезит о славе или власти, а кому – то достаточно получить профессию, работать и получать за это достойные деньги.
Каждому свое.
Но самое главное: нужно уважать чужое мнение и чужой выбор.
Газета