Кому нужно высшее образование

[Всего: 0   Средний:  0/5]

Образование бывает разным. Есть классическая (с вариациями) университетская традиция. Здесь готовят политическую, интеллектуальную, деловую элиту страны. Стоит такое образование немалых денег и… не дает практически никаких профессиональных навыков, не считая высокой культуры общения, умения последовательно отстаивать свою точку зрения, широкого кругозора да академических знаний. Идут в такие ВУЗы люди, которые в деньгах, как правило, не нуждаются. В США это университеты «Лиги Плюща».

На выходе получаются дипломаты, публичные политики, законодатели, писатели, журналисты, исследователи. На всю страну таких ВУЗов обычно не больше дюжины. А больше и не надо.

Есть традиция политехническая. КалТех и МИТ в США, МИФИ и МФТИ в СССР (ударение на слове СССР), Высшие Технические Школы Франции. В этих заведениях готовят технократов. Требования к обучающимся предъявляются более чем жесткие. Только очень мотивированный, трудолюбивый и способный человек способен полностью усвоить предлагаемую программу. А ситуация здесь, увы, такова, что либо ты знаешь ВСЕ, либо не знаешь НИЧЕГО. На выходе получаются квалифицированные инженеры – исследователи, ориентированные на конкретный результат. Нужны такие специалисты, во-первых, для технического обеспечения политических проектов, во- вторых, для динамичного развития высокотехнологичных производств. Чаще всего – военных.

Такие ВУЗы, как правило, можно пересчитать по пальцам. Опять таки, больше и не надо.

Творческие ВУЗы – разговор особый. Как правило эти ВУЗы (во всяком случае, лучшие из них) являются представителями так называемой проектной традиции, уходящей корнями в Эпоху Возрождения. Во главу угла здесь ставится человек, раскрытие его творческого потенциала, идеи гуманизма.

Наконец, есть образование профессиональное.

И обществу, и бизнесу нужны не только гении, идеологи и рулевые. Нужны специалисты. Какие? Хорошие и разные. И в большом количестве. Если от работника требуется выполнение простых функций, его можно подготовить на ускоренных курсах, тренингах (или в ПТУ). Если требования выше – систематический набор эмпирических правил человеку дадут в средне-специальном заведении, будь то техникум или колледж. Если же специалисту иногда требуется решать трудные, нестандартные задачи, и много думать головой, его выбор — высшее образование. Теоретический минимум, необходимый для успешного выполнения таких задач, ему дадут в бакалавриате любого университета из TOP 100 (в США). Здесь ставка делается на подготовку узких специалистов. Дается именно то, и только то, что пригодится человеку в его будущей рабочей деятельности. Замечу, человек волен выбирать большую часть курсов сам. Но то, что дается, дается по полной программе. А ответственность за выбор ложится на тебя.

Если нестандартные задачи человеку приходиться решать довольно часто, он продолжит свое образование в магистратуре. Там ему дадут уже систематический набор правил и покажут, как с помощью этих правил получить ОРИГИНАЛЬНЫЙ результат. И как этим результатом распорядиться.

Наконец, в аспирантуре, уже состоявшемуся профессионалу расскажут, как вырабатываются эти теоретические правила, как при этом расставляются приоритеты, и научат самостоятельно ставить задачи.

Образование должно быть вариабельным. Кто- то хочет соединить пространство и время, кто – то грезит о славе или власти, а кому – то достаточно получить профессию, работать и получать за это достойные деньги.

Каждому свое.

Но самое главное: нужно уважать чужое мнение и чужой выбор.

Савченко М.С.
Газета
Facebook Comments Box
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.