Free-lance в переводе с французского – нештатный журналист или фотограф. Но с недавнего времени этот термин относят к любым профессионалам, работающим дистанционно. В первую очередь, спросом на этом рынке пользуются веб-дизайнеры, программисты, переводчики, архитекторы, редакторы и рекламщики, список очень длинный.
В США, например, фрилансеры в среднем зарабатывают больше, чем специалисты в той же области, работающие в офисе полный день. Ведь «свободными художниками» обычно становятся профессионалы высокого класса.
У нас пока к дистанционному сотрудничеству относятся с опаской, хотя для небольших компаний с ограниченным бюджетом это наилучший выход – можно сэкономить и время, и деньги на «бюрократию».
Наверняка вы найдете применение и своим талантам. Все совсем не сложно – многие потенциальные работодатели ищут фрилансеров через Интернет. Например, на сайте telejob.ru можно найти как объявления о работе, так и резюме фрилансеров, а также «черные списки» исполнителей и работодателей. На free-lance.ru есть большая база профессионалов в любой области с примерами их работ. Предложения начинаются со скромных 10$ за дизайн поздравительной открытки и доходят до нескольких тысяч за серьезный проект. Есть даже такой экзотический вид работы, как участие в тематических форумах за небольшую оплату. Деньги вы можете получать как на счет в банке, так и через различные системы интернет-платежей, такие как Webmoney, а договора в случае необходимости оформлять с помощью заказных писем.
В этом способе заработка есть и свои подводные камни. Работая каждый раз с новым заказчиком, как быть уверенным в том, что вы получите оплату за свой труд? Преимущества фрилансера заключаются в том, что он может отвергнуть сомнительный проект. Одно из основных правил – свободное время дороже, чем неинтересная и плохооплачиваемая работа. Как отличить плохой проект от перспективного?
Прежде всего, оцените объективную стоимость ваших услуг. Если заказчик предлагает намного меньше, то он просто жмот, и, возможно, потребуется много усилий или долгое время, чтобы заставить его расстаться с деньгами. Если он предлагает намного больше, чем обычно платят за такую услугу, то, скорее всего, это просто приманка для наивных, и он вообще не собирается платить.
Заказчик объявляет тендер. Это может означать, что он просто хочет собрать работы, а потом использовать их, ничего не заплатив. Свое авторство будет потом доказать очень сложно. Однако можно подстраховаться – распечатать свои материалы и послать себе заказным письмом. Дата на почтовом штемпеле будет являться доказательством вашего авторского приоритета.
Заказчик сам не знает, чего он хочет. Если он не в состоянии сформулировать техническое задание, то велика вероятность того, что вы не сможете ему угодить. К тому же это может означать, что он просто исследует рынок и присматривается к ценам.
От вас требуют завершить работу в кратчайшие сроки. Скорее всего, заказчик долго тянул с поисками исполнителя, а отдуваться за его нерадивость придется вам.
Немного практики, и вы научитесь отличать «хорошего клиента» и обзаведетесь своим кругом постоянных заказчиков. Зато какие перед вами откроются перспективы! Стоит рискнуть.
Автор: Кира Ровенко