Сегодня вряд ли найдутся желающие покупать картины по принципу “как у всех”. Свой дом каждый хочет украсить чем-то уникальным, неповторимым, “авторским”, благо и вариантов в настоящее время предостаточно — на любой кошелек. Но в такой ситуации каждая выбранная картина как лакмусовая бумажка выявляет наличие (или отсутствие) у нас вкуса и степень нашей художественной искушенности. И дело даже не в том, что субъективные пристрастия могут разоблачить нашу эстетическую невзыскательность — лишь бы нравилось! — но ведь купленную картину нужно еще и органично вписать в интерьер, а это бывает непросто. Именно поэтому все больше людей сегодня доверяют подбор и размещение картин специалистам по интерьеру.
Шедевр под копирку
— Картины придают, безусловно, интерьеру особый уют, — считает дизайнер по интерьерам, художник, преподаватель Ирэна Тибелиус. — И вовсе не обязательно иметь дома дорогие подлинники. Не менее привлекательны с точки зрения дизайна различные репродукции, плакаты, эстампы — копии известных полотен или же постеры-фотографии, оригинальные принты с изображениями красивых городских ландшафтов, необычных предметов, пейзажей. Однако независимо от того, ценная ли это семейная реликвия или недорогой красочный плакат, их следует размещать там, где они хорошо будут смотреться.
Осторожно, модерн!
К примеру, классическая живопись удачно вписывается в классический же интерьер с камином, шелковыми обоями, мебелью из массивной древесины, хрусталем и позолотой. Библейские и античные сюжеты вносят в дом элемент роскоши и преемственности традиций. Жанровые сценки могут подчеркнуть род занятий владельца дома или намекнуть о сфере его увлечений. Парадные портреты домочадцев придадут семье ощущение собственной значимости. А пейзажи напомнят о любимых уголках природы, перенесут зрителя из обыденности в мир иллюзий.
Не меньше вариантов доступно и поклонникам современных стилей. Яркие авангардные картины хорошо дополнят минималистский интерьер. Полотна импрессионистов и легкие акварели с растительным рисунком украсят обстановку в стиле модерн. Работы такого рода хороши не только как отдельное произведение искусства, но и как цветовое пятно, придающее любому помещению особый колорит.
Паспорт в раме
— Впрочем, произведения искусства — предметы капризные, — говорит консультант художественного салона Елена Марик. — Некоторые особо ценные экземпляры сами “диктуют” подходящую для них обстановку. И если вы попадете под их очарование, придется менять интерьер. Во всяком случае, расходов на благородную раму не избежать. Рама (багет) для картины — это все равно что одежда для человека. Она должна непременно соответствовать размеру, колориту картины и стилю комнаты.
Полотна, написанные маслом, не помещают под стекло. Для современных картин подойдут гладкие цветные рамы, а для старинных — резные золоченые. Графику (в том числе акварель) не вставляют в широкие рамы “под бронзу”, а обычно помещают на паспарту (цветовые поля). Цвет паспарту должен гармонировать с колоритом картины и рамы. Можно вставить графический лист между двумя стеклами и скрепить зажимами.
Знай свое место
— Выбирая картину (репродукцию, постер, эстамп), важно четко представлять, для какой комнаты она предназначается, — объясняет Ирэна Тибелиус. — Например, в спальне оптимальный вариант — изображение цветов, а также пейзажи и портреты, выполненные пастелью или акварелью.
В гостиной лучше всего смотрятся большие яркие полотна, создающие атмосферу торжественности, поднимающие настроение. В столовой логичны натюрморты (багет со стеклом защитит их от пятен, появление которых вполне возможно в этом помещении). В прихожей и кабинете будут уместны графические работы и нежные акварели, принты с городскими пейзажами.
Прижать к стене
Не менее важный вопрос: как правильно разместить картины в помещении? Ведь грамотно развешанные полотна помогут подчеркнуть достоинства интерьера, не нарушая его целостности.
— Естественно, что одна-единственная картина в интерьере всегда притягивает к себе внимание, — консультирует дизайнер-декоратор Галина Александрова. — Поэтому одиночные работы и размещают обычно на самом видном месте. Но при этом они обязательно должны гармонировать с другими предметами интерьера.
Например, на совершенно пустой стене одно полотно потеряется и будет казаться чужеродным, случайным.
Старайтесь найти для картины место над обеденным или письменным столом, диваном, сервантом, книжным шкафом либо камином — по сути, над любой мебелью или архитектурной деталью, которые зрительно помогут выделить ее. Особенно это касается репродукций или эстампов небольшого размера.
Большие полотна могут украсить пустую стену, но отнюдь не во всех домах найдутся картины столь внушительного размера, которые могут занять всю стену целиком.
В тесноте и в обиде
Если в комнате чересчур много мебели, место для картины найти сложно. Ведь втиснутая между полками, она смотрится не слишком эстетично. В таком случае лучше выбрать небольшую картину светлых тонов. Зато над модной сегодня низкой мебелью можно размещать любые картины.
Графика, акварель, а также современная живопись в стиле поп-арт сочетаются практически с любой меблировкой. В этом случае полотно можно повесить над мебелью по центру или сместить в одну сторону для лучшего зрительного восприятия. Размещать картины предпочтительно на стенах с однотонными обоями.
Крупные и яркие узоры несовместимы с картинами.
— Сделайте одиночную картину частью интерьерной композиции, — советует Галина Александрова. — Нужно, чтобы полотно дополняло собой или подчеркивало тот или иной элемент декора — вазу с цветами, торшер, чашу.
Картинное семейство
Если же полотен несколько, эффектнее всего они смотрятся в группах, объединенных по тематике, стилю, технике исполнения. Разрозненные картины можно вставить в однотипные рамки. В случае когда между картинами не удается найти связующее звено, попытайтесь объединить их, расположив внутри четко обозначенного контура.
Еще один из распространенных приемов — организовать небольшие картины вокруг крупной. Особенно выигрышно будет смотреться такая композиция в помещении с высокими потолками. Но не стоит вешать большие картины в маленьких комнатах с низкими потолками, так как по достоинству оценить их цвет и композицию можно только с расстояния двух-трех метров. Для таких комнат подойдут небольшие полотна.
Картины в светлых пастельных тонах визуально расширят помещение. Кстати, на лестницах и в маленьких комнатах можно повесить пейзаж с большой глубиной изображения. Он визуально сделает помещение более просторным.
Размер в размер
Полотна, одинаковые по размеру, можно развесить на стене в ряд, на равном расстоянии друг от друга, а можно симметрично, в виде “сетки”. Успех композиции определяется строгостью вертикальных линий и одинаковыми интервалами между картинами. Разные по формату произведения удобно располагать ярусами, только не “по возрастанию-убыванию” — это заведомо неудачная композиция. Официальный вид придадут интерьеру две однотипные картины, симметрично расположенные, к примеру, над диваном или столом…
Репетиция на полу
Вообще специалисты советуют вешать картины всегда чуть ниже, чем хочется. Особенно в столовой, ведь здесь гости будут рассматривать ее, скорее всего сидя за столом. Не рекомендуют дизайнеры развешивать картины и по периметру комнаты (на каждой стене) — это препятствует созданию единства композиции помещения.
— Очень часто картины, сами по себе не слишком интересные, от соседства друг с другом выигрывают, создавая неповторимые сочетания цветовых пятен. Впрочем, возможен и обратный результат, когда интересные произведения “затмевают”, “перебивают” друг друга, — говорит Елена Марик. — Проверить сочетаемость картин можно, предварительно разложив на полу предполагаемую группу полотен в задуманном порядке — взгляд “сверху” выявит все достоинства и недостатки композиции.
Чтобы лучше видеть
Кстати, последние тенденции в оформлении интерьеров предполагают просторное размещение каждой картины, чтобы зритель мог сконцентрировать внимание на полотне и без помех оценить его своеобразие. Этой же цели служит подсветка, хотя в светлом помещении можно обойтись и без нее. Тем не менее встроенная в раму система освещения картины даст вам возможность наслаждаться любимым произведением круглые сутки. А если придется когда-нибудь перевесить работу, подсветку не нужно будет переносить.
Но имейте в виду — освещение картин должно быть максимально приближено к естественному. Идеальный вариант, особенно для полотен под стеклом, — точечные светильники, причем не с желтым, а с белым свечением, направленные на каждую картину. Чтобы избежать эффекта зеркала, используйте для картины специальное стекло “антиблик”.
Вампиры от искусства
Психологи и специалисты по живописи уверены, что некоторые картины отнимают энергию у человека, в то время как другие щедро делятся ею. К числу “вампиров” относятся произведения в стилях абстракционизма, конструктивизма, кубизма. Их лучше не размещать в спальне, детской, кабинете и столовой — то есть в местах “постоянного обитания” домочадцев. “Донорами”, уместными в любом помещении, являются творения художников-импрессионистов и реалистические полотна, написанные в светлых и теплых тонах. Принты, плакаты, коллажи с изображением детей, животных, моря и морских обитателей, летних и весенних мотивов укрепляют бодрость духа и вселяют оптимизм.
— Главное, чтобы картины вызывали эмоции, созвучные характеру и образу жизни хозяина. С картинами, вызывающими чувство дискомфорта, лучше расстаться, несмотря на их художественную ценность, — советует Ирэна Тибелиус.