Все люди ставят цели, но лишь немногие достигают поставленных задач. Мы себе говорим — не судьба. Наверное, еще не время. И обычно потом жалеем об этом. А ведь многое зависит именно от того, КАК именно вы можете описать тот результат, который вы ожидаете. Бывает так, что цель вроде достигается, но Вы не удовлетворены результатом.
Для примера напомню анекдот про человека, который всю жизнь хотел стать великим писателем. Свою цель он сформулировал так: "Я хочу, чтобы мои произведения читал весь мир, читая мои строки, люди плакали и смеялись, удивлялись и грустили". Он действительно достиг своей цели — он работал разработчиком Help'ов в компании "Microsoft".
В свое время в одном из американских университетов проводили исследование студентов на факультете менеджмента. Выбранные случайным образом 3 % студентов должны были в течение всего срока учебы ставить цели определенным образом. К остальным же это требование не предъявлялось. Через 10 лет эти 3 % стоили больше, чем остальные 97 % вместе взятые. Действительно, время-деньги. Время, затраченное на планирование, никогда не бывает пустым. Мне бы хотелось добавить: время, затраченное на правильное планирование, никогда не бывает пустым. Итак, основные правила постановки цели.
1. Цель должна быть сформулирована позитивно. НЕ: Я не хочу терпеть неудачи с клиентами. ИЛИ Я не хочу, чтобы у меня было ощущение безрезультатной работы. А: Я хочу эффективно работать с клиентами, то есть минимум 50 % переговоров должны заканчиваться продажей.
2. Убедитесь, что цель зависит от Вас, находится в сфере вашего непосредственного влиятия. Если вы считаете, что количество денег в вашем кормане зависит от количества клиентов, которые приняли решение работать с вашей компанией, и совершенно не зависит от ваших усилий, вы не будете больше продавать.
3. Как вы поймете, что вы достигли результата. Что вы увидите, услышите и почувствуете в этот момент. Например, "Я увижу, что клиент ставит подпись на договоре или акте, дает мне деньги и я чувствую шероховатость купюр у себя в руках, услышу слова благодарности от клиента, а также слово "Молодец" из уст моего руководителя." У вас могут быть свои критерии оценки результата. Главное, проверьте обратное, чтобы не оказаться на месте того сотрудника из уважаемой фирмы "Microsoft".
4. Где, когда и с кем вы этого хотите? Хотите ли вы, чтобы вас беспокоили во время сна и отдыха? Хотите ли вы работать на Крайнем Севере или на знойном Юге. Вы хотите работать с интеллегентными секретарями, бандитами или индивидуальными предпринимателями. Определите контекст вашей цели. Например, "Я хочу работать в сплоченной команде коллег, в светлом офисе, по крайней мере 5 раз в неделю выезжать на встречи с заказчиками. При этом заказчики должны быть действительно незаурядными личностями, чтобы каждая встреча для меня была новым открытием и получением нового опыта". При этом я могу работать как в рабочие, так и в выходные дни, но при этом иметь по крайней мере два 14 дневных отпуска.
5. Экология. Что произойдет, когда вы достигнете этой цели. Не потеряете ли вы что-то важное, если достигнете этого? Например, я хочу быть высокооплачиваемым продавцом, но мои родители мне внушали, что богатство и честность несовместимы. Значит, если я буду богатым, я буду нечестным. Если ваша цель не прошла "экологическую проверку", переформулируйте ее.
6. Определите, выбран ли соответствующий масштаб обобщения. Помните, "Как съесть слона?" — по кусочку. Если цель вам кажется слишком глобальной, разделите ее на более мелкие куски и пропишите их как отдельные цели.
7. Какие ресурсы мне необходимы для достижения этой цели? Сколько времени вам нужно посвятить этому делу? Какая информация вам нужна? Какие навыки вам нужно тренировать? Какие личные качества у вас есть для этого? У каких людей вы можете попросить совета?
8. Какие препятствия мешают вам достичь результата прямо сейчас? Что можно сделать, чтобы их преодолеть?
9. Первый шаг (шаги)? С чего вы начнете путь к цели? Может быть просто с того, чтобы утром начать бегать или прийти наконец на работу во время? Цель этого шага — запустить цепочку событий, которая приведет вас к назначенной цели.
Уникальность этого метода в том, что вам вдруг становиться очень легко достичь результат. Вы совершенно ясно начинаете видеть цель и чувствовать, как приближаетесь все ближе и ближе к результату.
Когда я сама узнала об этой сертификации результата, я перечитала книги наиболее известных западных и российских бизнесменов. Оказалось, что все они ставили цели именно таким образом.
С тех пор на большинстве проводимых тренингов "спецификация результата" является одним из ключевых упражнений. Остальные — являются своего рода "ресурсами" для достижения вашей цели.
Янина Познянская
бизнес-тренер, консультант