Однако на практике все выглядит совершенно иначе: часть сотрудников стонет от перегрузки, в то время как другая часть терпеливо молчит, возможно, в силу своего природного терпения и трудолюбия, а, возможно, как раз по причине того, что «волынят».
Любой вид деятельности человека со временем изменяется: появляются современные технологии и оборудование, приемы и методы, правила и нормы, процедуры и стандарты. Эти изменения требуют более высокого уровня квалификации сотрудников, способствуют выработке у них новых навыков. В то же время часть работ, выполнявшихся ранее, “отмирает”, становится лишней и ненужной.
“Мертвая” работа — это работа, которая не добавляет ценности для Клиента, конечного потребителя. “Мертвая” работа — скопище “узких” мест в процессе, где теряется время, возникают дополнительные издержки и расходы, между подразделениями создаются барьеры (информационные, коммуникативные), происходят конфликты между работниками.
Клиент платит за “живую” работу! То есть за такую работу, в процессе выполнения которой создается продукт, добавочная стоимость или потребительская ценность. Чтобы распознать, какая конкретно “работа” (читай: операция, функция, участок процесса) является “мертвой”, а значит — лишней, необходимо проанализировать процесс.
Cпросите любого сотрудника, какие виды работ, им выполняемых, являются “мертвыми”, какие — “живыми”. Разумный сотрудник ответит честно, что вся выполняемая им работа является “живой” (кому же охота считать, что то, что он делает, — лишнее?). Можно, конечно, удовлетвориться таким ответом, перейти к расспросу следующего работника и получить такой же искренний ответ. Сотрудники будут абсолютно правы, потому что рабочие процессы в организации фрагментированы, разбиты по функциональным областям и операциям. А ведь «если звезды зажигаются, то, значит, это кому-нибудь нужно».
Чем дольше существует организация, тем сложнее отделить “живую” работу от “мертвой”. Все заняты делом, головы не поднимут от компьютеров, станков, телефонов и проч. И редко кто из менеджеров, не говоря о рядовых сотрудниках, оглянется вокруг и увидит всю цепочку процессов в целом, от начала до конца.