Специалисты утверждают, что 70% новых фирм прекращают свою деятельность в течении первого года. И основная причина этого явления — отсутствие у их владельцев предпринимательского таланта. Этот талант считается одним из основных ресурсов любой экономики, но обладают им, по разным оценкам, всего 5-10% населения.
Не все люди подходят для предпринимательской деятельности, и большинство из нас в роли наемного работника может достичь гораздо большего успеха, чем в своем деле. Но как понять, есть ли у человека талант предпринимателя, и стоит ли ему открывать свою фирму?
Причины, по которым одни предприниматели успешны в бизнесе, а другие — нет, всегда вызывали интерес у специалистов. И после ряда исследований они выявили три группы факторов, которые в значительной мере влияют на результат будущей деятельности человека, планирующего открыть свое дело:
-
деловые навыки;
-
личные качества;
-
способность приносить необходимые жертвы ради воплощения своего замысла в жизнь.
Какими же деловыми навыками должен обладать человек, чтобы стать успешным предпринимателем?
Во-первых, высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой.
Во-вторых, отраслевым опытом, причем, особенно ценны знания отрасли, приобретенные непосредственно перед созданием нового предприятия.
В-третьих, опытом руководящей работы — ведь приобретенные ранее качества и проверенные способности делают начинающего предпринимателя более подготовленным в отношении разнообразных задач, возникающих при учреждении нового предприятия.
В-четвертых, опытом участия в создании предприятий, который позволяет быстрее распознать и оценить трудности раннего этапа работы, преодолеть или даже избежать их.
И наконец, в-пятых, во всех областях хозяйственного и профессионального общения с людьми, будь то управление персоналом, работа в группе, переговоры с деловыми партнерами или отношения с клиентом, большое значение для обеспечения успеха имеет наличие высокой социальной компетенции. Ее основными составляющими являются коммуникационные способности, контактность, готовность и умение разрешать конфликты, внимание к партнеру, чувство ответственности, эмоциональная устойчивость, мотивационные способности, стремление обучаться, способность к самоанализу, чувство справедливости.
Обладая этими качествами, начинающий предприниматель, как правило, оказывается на уровне встающих перед ним задач.
ИсследователиДж. КовиниД. Слевин (Covin J. G., Slevin D. P. A Conceptional Model of Entrepeneurship as Firm Behaviour / Entrepreneurship Theory and Practice. Baylor, Waco. 1991) в качестве главной составляющей своей концептуальной модели предпринимательства используют понятие "предпринимательская позиция". Эту позицию, по их мнению, определяют три параметра:
Принятие риска — готовность взять на себя предпринимательские и хозяйственные риски, что выражается в приоритете очень рискованных проектов с большими шансами на высокую прибыль по сравнению с менее рискованными проектами с небольшими, но вполне гарантированными поступлениями;
Превентивная активность — готовность инициировать акции и проекты, на которые конкурент должен обязательно отреагировать. Предприниматель пытается первым, намного опережая своих конкурентов, ввести новые продукты, технологии, услуги, организационные формы и т. п. (используется лозунг: инновация, а не имитация);
Инновационность — готовность широко проводить научные исследования, разработки и инновации, при этом неудачи воспринимать как неизбежные издержки риска, а инновационный успех — как вознаграждение.
Что касается личных качеств предпринимателя, то среди большого множества черт характера эксперты выделяют четыре свойства, которыми обладают почти все успешные предприниматели:
-
Потребность в достижениях.
-
Инициатива.
-
Вера в себя.
-
Знание себя.
Сами же предприниматели, как показывают опросы социологов, к числу личностных черт, обеспечивающих им эффективную деятельность в бизнесе, относят следующие:
-
способность быстро принимать неожиданные решения;
-
умение рисковать;
-
коммуникативные преимущества;
-
агрессивность характера;
-
интуитивные способности;
-
умение работать с людьми;
-
устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях.
Интересно, что часть бизнесменов считают, что их управлению фирмой мешает излишняя жесткость, а другие, наоборот, придерживались позиции, что их ограничением является психологическая мягкость. Социологи также отмечают достаточно "спокойное" отношение предпринимателей к своим недостаткам и высокий уровень самооценки. Многие из бизнесменов считают "полезными" все свои качества, утверждая, что именно они формируют уникальность образа и неожиданно обеспечивают победу.
М.Гербер в своей книге "Предприятие, которое работало бы" дает очень интересную и эмоциональную характеристику предпринимателей: "Личность предпринимателя превращает самые тривиальные обстоятельства в потрясающие возможности. Предприниматель видит будущее. Он — мечтатель. Он привносит энергию в любую человеческую деятельность. Воображение переносит предпринимателя в будущее. Он — катализатор изменений. Предприниматель живет будущим, никогда не живет прошлым. Предприниматель — это творческая личность, которая лучше всего справляется с неизвестностью, пробует будущее, создает возможности, конструирует гармонию из хаоса.
Если менеджер строит дом и вселяется в него на всю жизнь, то предприниматель в момент, когда дом окончен, принимается планировать новый.
Помните, что основное, что отличает предпринимателя от наемного служащего — УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, основанная ни на чем. Просто вы лучше и всё. Но при этом — упаси вас Бог вести себя ВЫСОКОМЕРНО. Не ВЫСОКОМЕРНО, а УВЕРЕННО: благожелательно и великодушно".
Следующая группа факторов успеха любого предпринимателя — его способность справляться с неизбежными испытаниями, проблемами и жертвами.
Те, кто решил начать свое дело, должны знать, что это требует:
-
исключительной самодисциплины и готовности напряженно работать неограниченное время без надежды на немедленное получение доходов;
-
отказа от отпуска и почти постоянной работы по вечерам и выходным дням;
-
сокращения времени, уделяемого семье и личным интересам.
Итак, любому человеку, прежде чем принимать решение об открытии своего дела, следует серьезно проанализировать свои способности и возможности. И определить, обладает ли он хотя бы половиной качеств, необходимых предпринимателю. А еще надо серьезно подумать, как повлияет решение стать бизнесменом на тех, кто находится рядом. Ведь только круглый сирота или абсолютный эгоист может считаться исключительно со своими потребностями. У большинства людей есть семья и друзья — как все это отразится на них? Только ответив на этот вопрос, можно принимать окончательное решение…
Личные Деньги