Причин, по которым вы можете решиться открыть свое дело — великое множество. Ранний уход на пенсию, увольнение, усталость от прежней работы, неудовлетворительное финансовое положение. Награда за все проблемы и трудности, связанные с налаживанием собственного бизнеса, очевидна — Вы становитесь хозяином своего времени, своего дохода и обретаете долгожданную независимость.
С чего же начать?
Прежде всего, с реальной оценки ваших возможностей и трезвого взгляда на ситуацию. Вы обладаете столь необходимой предприимчивостью, не боитесь ответственности, способны к напряженному труду, в первое время практически без выходных и нормированного рабочего дня, вы склонны рисковать и уверены в себе? Тогда первый шаг сделан.
Необходимо продумать основную идею вашего будущего бизнеса — чем вы хотели бы заняться, совпадают ли ваши желания с вашими возможностями. Не будет лишним узнать как можно больше о бизнесе, который вас интересует, после чего имеет смысл провести анализ своих потенциальных клиентов, будущей сферы деятельности или отрасли, конкурентов, условий лицензирования и налогообложения в вашей отрасли, возможного месторасположения и названия компании.
После этого настала пора заявить о своем предприятии – т.е. пройти процедуру регистрации. Для начала выбираем организационно-правовую форму вашей фирмы. Основных их типов 4: ООО («общество с ограниченной ответственностью») АО («акционерное общество») – их бывает два вида, ЗАО – закрытое акционерное общество и ОАО – открытое АО; и ИЧП – индивидуальный частный предприниматель (без образования юридического лица). Основная разница между АО и ООО состоит в том, что в АО уставной капитал (т.е. некий денежный эквивалент ответственности) состоит из акций, в ООО – из долей. Уставной капитал. ООО и ЗАО составляет 100 минимальных окладов труда, а ОАО — тысячу минимальных окладов.
Учредитель ООО будет нести ответственность по кредитам и другим финансовым делам только в размере своей доли уставного капитала, однако и прибыль будет делиться в зависимости от доли. ИЧП – наиболее простая форма с точки зрения налогообложения (при такой форме правовой форме разрешено платить не 10-15 трудно рассчитываемых налогов, а всего лишь 2-3 отчисления) и ведения отчетности, однако при этом вся ответственность за деятельность предприятия ложится исключительно на вас и в случае банкротства вы рискуете остаться не только без фирмы, но и без собственного имущества.
Какую из форм выбрать – решать вам, за помощью же обратиться можно прежде всего к юристам, специализирующимся на регистрации фирм – они без проблем разъяснят вам плюсы и минусы каждой правовой формы, а также, если на то будет ваше желание, зарегистрируют вашу фирму.
Если же вы не заинтересованы в переплате денег юристам, процедуру регистрации вы можете провести и самостоятельно.
Следующий этап — создание собственной печати и бланков, поиск надежного бухгалтера, после чего теоретически можно начинать работу.
Необходимо иметь четкое представление о предполагаемых расходах фирмы.
Прежде всего, нужно учесть расходы на само создание новой компании: недвижимое имущество, мебель (в том числе, обстановка приемной и мягкая мебель), различные принадлежности, техника, взносы на коммунальные услуги и аренду, юридические и бухгалтерские выплаты. Следующая статья расходов — расходы на рекламу и маркетинг (рекламные письма и рассылки, звонки, вывески, брошюры, создание логотипа и общего узнаваемого стиля фирмы, если это необходимо в вашей деятельности).
Для большинства малых предприятий имеется некоторый промежуток во времени между датой создания фирмы и датой поступления первой прибыли. Как правило, консультанты советуют учредителям иметь как минимум полугодичный запас финансовых средств для их использования на начальном этапе развития предприятия.
Более половины учредителей малых предприятий привлекают свои личные сбережения. Однако при недостатке собственных средств можно поднять вопрос об их займе. Если у вас нет возможности обратиться с просьбой о кредите к друзьям или знакомым, то имеется и другой вариант: вы можете обратиться в различные государственные и общественные структуры, осуществляющие выполнение федеральных и местных программ по поддержке малого предпринимательства. Для того, чтобы убедить заинтересованных лиц вложить деньги в новое дело, необходимо продемонстрировать, что ваш проект выгоден. Для этого составляется бизнес-план – другими словами, перечень доходов и расходов предприятия на период его окупаемости. Однако не пренебрегайте простым правилом: не занимать денег больше, чем необходимо. Велика опасность того, что вам не удастся их контролировать.
Кстати, будет нелишним запомнить одно из «золотых правил» любого бизнеса: поиск хорошего канала сбыта товаров и услуг гораздо труднее процесса производства этих самых товаров и услуг. Прежде чем кидаться в омут с головой, сделайте первые пробные шаги – начните с небольших партий ваших товаров. Это позволит наладить самое главное в вашем деле – взаимодействие с потребителем, то есть главным вашим клиентом, причем наладить с наименьшими затратами времени, сил и денежных средств. Тем самым вы исключите возможность банкротства вашего предприятия в первые месяцы существования.