Вообще-то, все уже давно описано и вполне сформулировано. Есть, к примеру, в словаре Ожегова формулировка академическая: "Ревность — мучительное сомнение в чьей-то верности и любви". А есть у Вильяма Шекспира формула поэтическая: "О, ревность, когтистый зверь, скребущий сердце!" Так что вроде бы все, достаточно. Для мужчины. Но не для женщины. Потому что он и она всегда и во всем — а в ревности тем более — разные.
Мужчина бывает, в принципе, и неревнив. Женщина не бывает неревнива-в принципе. Мужчина ревнует тех, кого любит. Женщина ревнует всех. Женщина может любить мужа, а может и вовсе его не любить, но пусть только этот муж попробует заглядеться на другую женщину — мало ему не покажется! Женщине может быть совершенно безразличен ее со- трудник, но, заметив его внимание к другой, пусть тоже совершенно ей безразличной сотруднице, женщина не удержится от ревниво-язвительной реплики. И пусть женщине абсолютно плевать на случайного соседа по какому-нибудь застолью, ей все равно абсолютно невыносимо слышать комплименты, которые он отпускает другой случайной соседке.
Для ясности вернемся к словарной формулировке про "ревность -мучительное сомнение в верности…" Кстати, любопытно: реВность — веР-ность. Всего две буквы, а от их перестановки, в отличие от перестановки мест слагаемых, сумма очень даже изменяется. Но я о другом. Если совсем откровенно, то суть женских "мучительных сомнений" не столько в хранении верности, сколько в сохранении собственности. Малые дети, жутко ревнуя все подряд — маму, папу, кошку, игрушку, — плачут: "Это моя мама! Это моя игрушка!"
Вот и женщине не так важно то, любим или не любим предмет ее ревности, как то, что он — предмет ее собственности. И — руки прочь от моего!
Не умолчим и о том, к кому ревнуют. Мужчина ревнует только к другому мужчине или, как острят про совсем безумных ревнивцев, к любому телеграфному столбу. А женщина ревнует не только к другой женщине, но и к мужчине, и к тому же столбу, и еще ко множеству объектов — как одушевленных, так и совершенно неодушевленных. Она ревнует к друзьям мужчины — "Эти алкаши тебе дороже меня!", к хоккею — "Эта паршивая шайба у тебя вместо сердца!", к собаке — "Скоро ты и в постель уляжешься с этой таксой!".
Далее. Если мужчина ревнует по вполне конкретному, пусть иногда и ошибочному, поводу, то женщина -и по конкретному, и по абстрактному, и по вообще фантастическому, то есть порожденному ее неуемной фантазией. Стоит мужчине лишь взглянуть на встречную женщину, стоит ему улыбнуться продавщице… Нет, всего этого мужчине делать категорически не стоит! Пример. Мужчина и женщина на концерте певицы. Он восхищается: "Какое у нее роскошное контральто!" Она возмущается: "Людей бы постыдился, развратник!" Это анекдот. Нет, не про дремучую некультурность. А про дикую женскую ревность. И в этом вопросе у женщины и мужчины -сплошные недоразумения и недопонимания.
"Я видела, как ты на нее смотрел!" — заявляет женщина. А мужчина недоумевает: ну как уж так он смотрел, обычно смотрел, глазами… "Я знаю, что у тебя на уме!" — стонет женщина. А мужчина не понимает: ну что уж такого у него на уме, ничего у него такого на уме нет, кроме самого ума…
"Я чувствую, что у тебя с ней!" — рыдает женщина. А мужчина не соображает: ну что уж такого у него с ней, ничего у него с ней такого, чего бы хотелось…
Признаем — женщина кое-что видит, многое знает и еще больше чувствует. Это чертово чутье у женщины не отнять. Хотя, конечно, надо бы. Впрочем, это женское достоинство порой оборачивается недостатком, играющим с женщиной злую шутку. Ведь мужчина — существо такое доверчивое, так легко внушаемое. И когда женщина талдычит ему, что он уделяет особое внимание какой-то даме, мужчина покорно задумывается: может быть, мудрая женщина права, и, может быть, та дама и впрямь заслуживает его внимания, и, может быть, надо это внимание ей уделить… И уделяет.
Конечно, ревность ревности рознь. Ревнуя сослуживца, женщина ограничится уничтожительными колкостями, ревнуя мужа к рыбалке, она обойдется несмертельным скандалом, ревнуя к соседке по коммунальной квартире, расщедрится на пакет соли в соседкин борщ. Зато ревность к настоящей похитительнице действительно любимого мужчины может взорваться как угодно: от тихих слез и громких истерик до трагического решения взять и покончить — или с собой, или с соперницей, или, что гораздо разумнее, с коварным изменщиком. При этом в защиту женщины — а я всегда отважно выступаю в защиту этого беззащитного создания — следует признать: если уж она идет на трагическую акцию, то лишь по неопровержимо доказанному факту измены. Возьмите хоть Эмму Бовари, хоть древнегреческую Медею, хоть среднерусскую леди Макбет Мценского уезда. Нигде — ни в искусстве, ни в жизни — не найдем мы случая, когда бы женщина вершила свое правосудие, не имея доказательств повода для ревности, в отличие от того, как поступил сврфе-пый мавр Отелло с невинной голубкой Дездемоной. Но что с этого Отелло взять: беда ведь не в том, что мавр, а в том, что мужик…