Современные информационные технологии заставили общество посмотреть под другим углом на то, каким должен быть начальник, руководитель и лидер организации. Мотивация, как стимулятор трудовой деятельности занимает значительное место в науке об управлении. Умение мотивировать сотрудников и буквально заражать их своими идеями является задачей любого руководителя.
Но вопрос в том, может ли человек, который равнодушен к своим собственным целям, мотивировать других людей? Естественно, нет! Перед тем, как начать мотивировать сотрудников и своим примером убеждать в успехе будущего предприятия, нужно заняться своей собственной самомотивацией.
По типам мотивация разделяется на «мотивацию от» и «мотивацию к». «Мотивация от» часто малоэффективна и связана с негативными переживаниями. Избегать неприятностей – вот ее основополагающий принцип. Ярким примером может служить народная поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» или характерная цитата из одной книги: «Человека лучше мотивирует свеча под задницей, чем факел впереди».
«Мотивацию к» можно охарактеризовать приятными эмоциями: человек, мотивируемый стремлением к приятному, создает в воображении положительные, привлекательные образы своего будущего. В свою очередь, сознание фокусируется не на выполнении действий, а на конечном пункте – результате, на будущих выгодах (внутренних и внешних), которые он получит после того, как поставленные задачи будут выполнены.
Стратегия «мотивации к» намного более эффективна с точки зрения многих задач бизнеса. Но если людей с раннего детства людей обучают «мотивации от», то стратегии «мотивации к» нигде не учат. Придется научиться этому самому или на специализированных тренингах. А теперь попробуйте спросить себя: какой тип мотивации вы используете чаще всего?
Самым универсальным инструментом самомотивации является постановка целей. Когда человек очень сильно чего-то хочет, он ставит перед собой определенные цели, и может видеть выгоду, которую принесет их реализация. Это есть один из возможных вариантов «мотивации к». Все цели можно разделить на категории, в зависимости от результата, который мы хотим получить:
— иметь;
— действовать;
— знать;
— относиться;
— быть.
К примеру, человек может стремиться вызвать у людей восхищение, завоевать их уважение, купить автомобиль, узнать что-то новое, почувствовать себя в безопасности, ощутить удовлетворение самим собой. Несомненное преимущество этой классификации в том, что сам человек может понять положительный смысл своих целей для себя. Необходимо уметь формулировать свои цели такими категориями, которые будут наиболее мотивировать вас в данной ситуации. Мысль о результате достижения ваших целей увеличит вашу энергию и силы, что в свою очередь значительно усилит вашу уверенность и поможет приблизить успех. Воодушевление, которое вас переполняет, будет лучшим стимулом для ваших подчиненных и коллег и создаст самую благоприятную атмосферу, чтобы объединить силы вашей команды на достижение поставленной цели.
© Полина Гончарова специально для Lady Boss