Много лет я работаю на курсах, где готовят гидов-переводчиков. Однажды мое внимание привлекла девушка, которая на занятия ходила всегда одетая в спортивном стиле: желтая курточка с погончиками и заклепками, синие джинсы, белые кроссовки, яркий рюкзачок, волосы собраны в асимметричный хвостик, двигалась она легко и непринужденно, — все в ней было гармонично.
Уже после окончания курсов, спустя полгода, я встретил мою бывшую слушательницу в городе и поразился происшедшим переменам. Темно-синее платье с завышенной талией, остроконечный кружевной воротник, волосы, уложенные аккуратным валиком вокруг лба, сосредоточенный взгляд — она как будто сошла с довоенной фотографии — стиль ретро! Извинившись, я поинтересовался, что это: смена стиля или простое переодевание? «Я иду проводить экскурсию в Музей Великой отечественной войны, — сказала девушка, — и хочу быть в атмосфере того времени и проиллюстрировать свой рассказ». Ну, разве не умница, разве не профессионал? Она осознавала цель — почему хочет так выглядеть — и создала соответственно этой цели искусственный образ, или имидж, как мы теперь говорим.
Имидж — это искусственный целенаправленный образ.
Спустя некоторое время я опять встретил выпускницу курсов. Она со сверстниками спешила на рок-концерт, который устраивался на площади: яркая футболка, бриджи в декоративных латках, цветные пряди, вплетенные в волосы, холщовая сумка через плечо. Она смеялась, и, подпрыгивая, шла пружинистой походкой; увидела – улыбнулась, помахала разноцветным флажком. «Хорошо, что она умеет идти по солнечной стороне жизни, — подумал я. Ну, разве не умница?» В зависимости от ситуации она научилась создавать всякий раз новый имидж.
Несомненно, имидж — это не только смена одежды. Преследуя цель определенным образом выглядеть в глазах окружающих и воздействовать на них, мы корректируем наши жесты, позы, манеру говорить, подбираем аксессуары, которыми пользуемся (от зажигалки до автомашины), продумываем интерьер, в котором нас видят. Конечно, учитываем особенности тех, на кого он рассчитан: возраст, пол, социальный статус, интересы и потребности людей (а это может быть молодежь или пенсионеры, рабочий коллектив или VIP, религиозная организация или секс-меньшинства). Нужно знать и «законы жанра», то есть специфику той сферы, в которой будет «работать» наш образ: деловая жизнь, артистическая богема, студенческая аудитория и т.д. Но внутри каждой из этих сфер свои особенности; например, деловая сфера может быть представлена производителями финансовых и туристических услуг, косметики и тяжелого машиностроения, фермерами и рекламными агентами. Также определяется метод воздействия – эпатирующий или доверительный, загадочно – отстраненный или доступный.
Имидж – это целостный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, специалисты PR, рекламисты, протоколисты, социологи, хореографы, стилисты, визажисты, продюсеры. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду:
· имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
· овеществленный имидж (предметы, которые он создал и которыми пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы, которые вручает);
· вербальный имидж (от лат. verbalis — «словесный»; это его манера говорить и писать);
· кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика и телодвижения);
· габитарный имидж (от лат. habitus — «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары, и др.);
· ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
· фоновый имидж. Фоновый имидж может быть дистантно-опосредованным и контактно-непосредственным. Дистантно-опосредованный фоновый имидж — это те сведения, которые получают люди не от нас самих, а извне: из mass media (СМИ), по «сарафанному радио» и другим источникам. Эта информация не только дополняет содержанием ваш образ, но и оказывает несомненное влияние на то, в каком свете вы будете восприняты окружающими. Образ, отраженный в сознании людей, или впечатление, которое вы производите, также называют словом «имидж». Факты, послужившие для создания дистантно-опосредованного фонового имиджа, могут быть не обязательно правдивыми: вымыслы, заведомая ложь, сплетни. Однако преувеличения ваших достоинств бывают не менее опасны, чем клевета. Иногда трудно соответствовать тем ожиданиям, которые сложились у людей на основании излишне восторженных отзывов. Вступая в контакт, вы должны быть готовы то ли нейтрализовать, то ли утвердить создавшееся о вас мнение.
К контактно-непосредственному фоновому имиджу можно отнести тех людей, в обществе кого вы находитесь. Они также несут о вас определенную информацию. Вспомните фразы: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Окружение делает короля», «Птицы с одинаковым опереньем летают вместе», «С кем поведешься, от того и наберешься». Таким образом, свой персональный имидж формируете не только вы сами, но и ваши родственники, домочадцы, сотрудники, партнеры по бизнесу.
Имидж – важная составная часть работы людей публичных профессий: манекенщиц, фотомоделей, ведущих шоу–программ, артистов, политиков, преподавателей, бизнесменов. Их имидж, безусловно, отражает реальное положение вещей, но во многом и не совпадает с действительностью.
Так, однажды начинающий композитор принес Эдит Пиаф написанную для нее песню. «Она прекрасна, и ее будут петь, — сказала певица. — Но это песня о счастливой, торжествующей любви, а это не Пиаф. Моя тема – поиски любви и утрата недолговечного счастья». Эдит в жизни не была сплошной неудачницей: ее всегда окружали друзья и поклонники, она любила смеяться, шутить, весело и дерзко прожигать жизнь. И лишь выходя на сцену, она создавала образ раненой птицы. Этому образу она подчиняла и подбор репертуара, и сценические наряды, продумывала жесты и позы. Обладая непогрешимым артистическим вкусом, великая трагическая певица ясно понимала концепцию своего творчества, осознавала созданный ею имидж. Учиться бы у нее нашим современным девчушкам-дрыгушкам, инфантильным мальчикам, которые лезут на сцену и мечтают о мировой славе! Да и местечковые "звезды", иногда имея неплохие голоса, не могут создать гармоничный, совершенный сценический образ: поют песню о разлуке, а на их фоне танцевальная группа пляшет залихватский спортивный танец. Или, помню, на сольном концерте слушатели, затаив дыхание, внимали «золотому голосу Украины», поющему о самоотверженной любви, а певица в ответ на аплодисменты возьми да и скажи: "Вот месяц перед концертом худала-худала, да так и не похудала". И разрушился прекрасный образ!
Существует мнение, что забота о создании имиджа аморальна, так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами и безвкусицей. Безусловно, и за блестящими обхождением и атрибутами могут скрываться ужасающие намерения. Однако способности людей под маской благочестия скрывать омерзительные махинации и пороки не должны умалять наших усилий и стремления к совершенствованию.
Истинное достоинство — это не только искусство проявлять внешними знаками внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и умение быть приветливым, вежливым и выдержанным с людьми, к которым мы не имеем расположения. Известно выражение одного подвижника: делай внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее. Иными словами, при проявлении внешних признаков добродетели сама добродетель постепенно возрастает в нас — это и есть процесс создания позитивного ментального имиджа.
Проявлять в отношении окружающих свои положительные качества (что и предполагается при создании благоприятного имиджа) — не значит лгать и притворяться. Другое дело — демонстрировать, выставлять напоказ свои добродетели перед миром — это есть настоящее лицемерие (негативный ментальный имидж). Например, телетрансляции посещения храмов нашими правителями и другими публичными людьми — это на самом деле тайная или явная насмешка над святыней и над тем, что принято называть целомудрием. А «пипл хавает» эту ложь.
С созданием ментального имиджа творческой личности ничего общего не имеет и другая сестра лицемерия — обезьянничанье,, стремление быть «по-модному» похожим на кого-то, что не имеет ничего общего с созданием имиджа творческой личности.
Нынче в нашем обществе прогрессирует болезнь евро-американничанья; она приняла самые карикатурные формы. Взять хотя бы стремление все делать по «евростандарту»: евро-ремонт, евро-окна, евро-косметика, евро-моды и пр. Даже свистят теперь на концертах не с целью похулить артиста за плохое исполнение, а «по-американски», в знак одобрения. Вспомните скудоумных Проню Прокоповну и ее жениха Голохвастого. Не напоминают ли они вам завсегдатаев современных «элитарных тусовок», «VIP-пати», «уик-эндов»? В их речи — пародийно-анекдотические «о’кей», «вау», «инаугурации», «саммиты», «репрезентации», «электорат», «леди» и «сенаторы». Я не против необходимых международных заимствований. Беда в том, что вирус подражательства убивает личность, а человек, теряющий дар слова, утрачивает и живую душу. Как современно звучат слова Николая Гоголя о представителях бомонда, от которых «не услышишь ни одного порядочного русского слова, а французскими, немецкими и английскими они, пожалуй, наделят в таком количестве, что и не захочешь, и наделят даже с сохранением всех возможных произношений: по-французски в нос и картавя, по-английски произнесут как следует птице и даже физиономию сделают птичью и даже посмеются над тем, кто не сумеет сделать птичьей физиономии; а вот только русским ничем не наделят, разве из патриотизма выстроят для себя на даче избу в русском вкусе». Правда, «избы» нынче строят тоже в «шикарном» псевдо-мавританском стиле.
Более всего удручает то, что лицемерными подражателями, «доморощенными иноплеменниками» (как называл их И.С. Аксаков), в первую очередь являются представители власти и творческая интеллигенция, которые, казалось бы, должны быть не только образцом, но и живительным источником духовности. В действительности же они в большинстве своём представляют собой не что иное, как собрание пустых личностей, получивших извне почерпнутое образование, не переваривших и не усвоивших его, а только «перемалывающих в голове, перебалтывающих языком ходячие мысли, находящиеся в ходу в данное время под пошлой этикеткой современных» (Н.Я. Данилевский, «Всеславянский союз», стр. 343). Вот типичный пример из речи телеведущей, комментировавшей какую-то «VIP-тусовку»: «Народу кругом до фига. Здесь можно колбаситься до утра. Это круто!…» А площадно-жаргонная лексика наших «парламентариев»?!
Министерство иностранных дел Украины выделило средства (14 млн.грн.) для формирования позитивного имиджа страны на международной арене. Прекрасная затея, ведь на основании имиджа и складывается репутация страны, а значит — и каждого из нас. Но работать над созданием имиджа — это не строить «потемкинские деревни»: начинать нужно было с внутренних проблем. Господь сказал: «Очисти внутреннее — и тогда внешнее станет чистым». Однако обогащаться духовно невозможно, отказываясь от положительных исторических приобретений. Примазывающиеся к Западу украинские власти чинят препятствия даже в изучении русского языка, с которым утрачиваются и богатейшие культурные накопления нации. Не стоит удивляться, что на духовном пустыре всходят самые ядовитые травы сектантства, суеверия, национализма и агрессии.
«В подвале дома было совершено нападение на талантливую бегунью Наталью Горелову. Ее били по ногам железными прутьями. Жестоко, по-русски». Да, в последнее время в международный лексикон мы привнесли понятия (а с ним и соответственный имидж) «русской мафии», «русских бандитов», «русского пьянства» и «русского разгильдяйства». Нужно понимать, что прикрепление эпитета «русский» ко всем негативным проявлениям касается не только русских по национальности, а и всех выходцев из СССР, СНГ, к которым принадлежим и мы с вами.
Как много нужно трудиться над собой, искореняя проявления недомыслия и лицемерия (своего и тех, кто во имя своей выгоды окружает нас стенами лжи), чтобы могла быть приближена мечта Н.Я. Данилевского о том, что славянский культурно-исторический тип будет тем, к кому с духовной жаждой обратятся за помощью другие народы.
Георгий Монахов (http://www.monakhov.com.ua)