Ведь социальный успех женского бизнеса в немалой степени зависит от того, с какой установкой представительницы прекрасного пола приходят в сферу предпринимательства: бизнес для них — дело жизни, случайное или вынужденное занятие.
Согласно социологическим исследованиям, женщины-предприниматели делятся на три типа. Первый — это убежденные бизнес-леди. Мотивацией их выбора является внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности, самые серьёзные намерения.
Ко второму, наиболее многочисленному типу относятся дамы-предприниматели “по случаю”, иначе говоря, оказавшиеся в нужное время в нужном месте. Своё решение они приняли спонтанно, под влиянием случайных обстоятельств: ввиду неожиданно возникших благоприятных перспектив, по совету или примеру друзей, на основе газетной информации и т. д.
И наконец, третий тип — предприниматели поневоле: женщины, которые оказались вынужденными открыть свое дело в силу различных негативных обстоятельств. Это самая малочисленная группа. Мотивация их выбора — реальная безработица или её угроза, отсутствие средств к жизни в результате, например, развода.
В ходе психологических исследований было выявлено, что успех в бизнесе, по мнению самих женщин-предпринимателей, в первую очередь определяют социально-психологические качества, такие как контактность, общительность, настойчивость в достижении цели, интеллект, восприимчивость к инновациям, дипломатичность. Гораздо слабее действуют статусные характеристики — среди них, например, профессиональное образование, подтвержденное годами предыдущей работы, незагруженность семейными делами, подходящий возраст, налаженные связи в деловом мире. На третьем месте по приоритетности воздействия на успех оказались факторы, связанные с экономическим и политическим положением в стране: благоприятная ситуация на рынке, поддержка государственными органами управления…
В структуре помех на пути становления бизнес-леди на первом месте по силе отрицательного влияния стоит обстановка в стране. Это и экономическая нестабильность, и отсутствие поддержки и необходимых гарантий со стороны государства, и противоречивость законодательства о предпринимательстве. На втором — статусные характеристики: недостаток средств и сбережений, неважное здоровье, маленькие дети и необходимость ухода за другими членами семьи. И уже в третью очередь препятствуют социально-психологические помехи, такие как повышенная эмоциональность, законопослушность, недостаток бойцовских качеств, жесткости, слабый интерес к получению сверхприбыли.