Основная идея в карьере генерального директора — работать в области, напрямую связанной с бизнесом, и избегать вспомогательных функций. Например, юрист в юридической компании сможет сделать карьеру гендира, а юрист в автосалоне — вряд ли — он лишь оформляет договоры…
Вот в чем секрет: задача основных работ — привлечь и удержать клиентов, задача вспомогательных — обеспечить работу основных. Основные работы связаны с клиентами и обеспечивают компании финансовый рост. Если сотрудник обеспечивает финансовый рост компании — это необходимое условие для его карьеры генерального директора.
Четко понимай, какие работы в компании — основные.
2. Думай минимум час в день.
Запланируй это время: не за рулем, не в ванной и не на работе «между делом». Ежедневно нужен как минимум час, чтобы планировать свою работу и карьеру, иначе велика вероятность остаться исполнителем на всю жизнь. Не надейся на случай или отдел кадров: только тебе есть дело до твоей судьбы и карьерного роста.
Проанализируй свои цели, изучи возможности, мечтай, строй планы. Записывай идеи в «книге идей».
Генеральный директор не может работать без планов и видения роста своей фирмы, этим способностям надо научиться и воплощать их в жизнь.
3. Выбирай работу, которая лучше оплачивается.
Необходимо добиваться высокой оплаты своей работы. Высокооплачиваемый сотрудник более заметен для руководства, что повышает его шансы на успех. От высокооплачиваемого сотрудника ждут большего, у него шире ответственность, больше возможностей показать результат и, следовательно, — короче путь к успеху.
Наконец, все дело в простоте. Каждый человек любит простые решения. Когда стоит вопрос кого продвинуть по карьерной лестнице, то самый простой ответ — того, кто больше получает.
К слову, это же правило подходит и для ежедневного делового костюма: при прочих равных условиях шансы стать генеральным директором выше у того, кто выглядит лучше и презентабельнее.
4. Сделай пятницу — днем встреч.
Обязательно встречайся с нужными людьми, приглашай их на бизнес-ланч. Узнай, кто тебе нужен, дай им понять, что ценишь их помощь. Приобретай как минимум одного союзника в месяц.
Еще более полезны такие встречи тем, что они расширяют кругозор, знакомят с альтернативными точками зрения, проясняют ответы на многие вопросы и дают море свежих идей. Каждая из которых может серьезно улучшить твою жизнь. Проверено на собственном опыте.
5. Каждый год — одно новое большое достижение.
Руководитель корпорации должен обладать широким кругозором, много читать и иметь много интересов. Это необходимые качества, чтобы знать свои приоритеты, быть сфокусированным на главном и иметь дисциплину.
Добавляй по одной грани к своей жизни каждый год, таким образом ты подготовишь себя к тому, чтобы возглавить компанию и просто получишь удовольствие от жизни. Выучи иностранный язык, стань специалистом в китайской кухне, займись фотографией, напиши книгу, открой сайт… Составь список больших достижений на ближайшие 10 лет. И не забывай их регулярно пересматривать.
В книге была такая мысль «если ты скажешь, что стар для игры в теннис, значит ты не способен расти, развиваться и управлять компанией». К слову сказать, мой дядя в 50 лет снова сел на мотоцикл и уже несколько лет занимает призовые места на шоссейных гонках. Кстати, он — генеральный директор 🙂
6. Относись к семье как к самому ценному клиенту.
Семья должна быть преданным союзником в достижении цели. Очень легко позволить карьере монополизировать свое время и силы, но отодвинуть жену и детей на второе место — это большая ошибка. Поддержка семьи необходима. Включи домашние дела в свое расписание, пометь их как первоочередные. Уходи раньше с работы по праздникам, планируй отпуск и совместные мероприятия.
Веди себя с близкими как с самым крупным и самым важным клиентом.
Многие из моих друзей работают допоздна, но я не вступаю в их клуб. Одна из граней моей личной эффективности — эффективно делать свою работу и даже больше, и уходить домой вовремя.
В конце концов, жизнь — это не только карьера.
7. Всегда бери отпуск.
Если руководитель хвастается, что не берет отпуск, он или плохой менеджер, или дурак. Умей наладить дело, чтобы работа шла без тебя, иначе ты даже не сможешь встретиться с клиентом в другом городе.
Отдых и смена обстановки необходимы тебе для поддержания высокой эффективности, но кроме этого есть карьерные причины для отпуска: в правильном месте можно встретить правильных людей; можно расширить кругозор: наблюдать другие жизни, моды и подходы к ведению бизнеса; в это время можно написать книгу, заняться фотографией, размышлять и планировать.
Планируй свой отпуск задолго, и сообщи о нем руководству. Не дай случайным событиям нарушить твои планы. Никогда не отменяй отпуск. И не оставляй сотрудникам свой номер телефона.
Когда полгода назад я уезжал в отпуск, один из высоких руководителей попросил меня оставить номер мобильного, «на всякий случай». Я ответил, что не беру мобильный, что подготовил ребят, и они смогут неделю справиться без меня. Дальше имел место такой диалог:
— Я не могу себе позволить уехать в отпуск без мобильного, мне могут звонить клиенты…
— Ты знаешь, а я могу себе это позволить!
Человек глубоко задумался.
8. Никогда не преподноси боссу сюрпризов.
Начальники не любят сюрпризов: они сыты по горло другими сотрудниками, соперниками, клиентами и своими боссами. Они просто хотят знать, что происходит. И хотят знать ответ на вопросы их боссов: как идут проекты и насколько успешны дела. В конце концов, начальник хочет, чтобы все видели, как он владеет ситуацией, поэтому держать его в неведении — просто невежливо.
Если ты будешь преподносить боссу сюрпризы — он перестанет тебе доверять. А доверие босса необходимо, особенно в начале карьеры. Поэтому любое неожиданное сообщение может быть истолковано неверно и оказаться губительным.
Поставь себя на место босса. Тебе нужны сюрпризы?!
9. Ни одного слова со злости.
Не унижай и не оскорбляй коллег, не говори обидных и недобрых слов — так можно зря потратить время и вместо сторонников получить врагов, которые будут тормозить твою карьеру. Мир тесен, особенно 50 лет твоей картеры спустя, а влиятельные друзья есть у каждого.
Не отправляй письма, написанные в гневе, просто запомни это правило. Вернуть отправленное письмо невозможно. Расходуй свои силы, чтобы строить добрые отношения и не выбрасывай свое время в разжигание конфликтов.
От себя хочу добавить: никогда не «ругайся» по e-mail и ICQ — это очень плохо для нервов: эмоции не успевают выплескиваться через клавиатуру и нервы перегорают. Когда я работал с голландцами, при мне карьера трех руководителей проектов закончилась нервным срывом из-за частого выяснения отношений по ICQ и огромного напряжения.
Будь добрее — это эффективно.
10. Смотри на любую работу глазами продавца.
В этом мире есть одна банальная истина: чтобы что-то произошло, кто-то кому-то должен что-то продать, иначе менеджерам будет нечем управлять, а бухгалтерам — нечего считать.
Не пожалей времени побыть в шкуре продавца, звони клиентам, отправляйся в командировки с агентами по продажам, проводи тренинги. Узнай, что происходит за стенами компании. Это даст тебе доверие агентов по продажам (очень влиятельной группы) и понимание потребностей клиентов, что означает еще большую власть. Продажи — это ключ ко всему. Ты всегда что-то продаешь: товары, услуги, себя и свои идеи.
Если ты умеешь «продавать» свои идеи — у тебя все получится!