Тайм-менеджмент в творчестве

[Всего: 0   Средний:  0/5]

Одной из наиболее распространенных отговорок, которые используют люди для объяснения своего нежелания применять приемы тайм-менеджмента, является такая: «У меня работа творческая, а творчество организовать невозможно». Для опытных тайм-менеджеров (для простоты назовем этих людей так) ущербность этого тезиса очевидна: в любой работе есть элементы творчества – раз; и творчество поддается организации – два!

В подтверждение приведу несколько фактов. Всем известно, что существуют творческие кружки, студии и ВУЗы, и студенты в них именно что занимаются творчеством по расписанию. Второе – о том, как самоорганизация помогала им в творческой работе, писали многие великие литераторы: Толстой, Лондон (вспомните «Мартин Иден» – произведение частично автобиографическое), из современных – Веллер. И признанный гений финансовых рынков (вот уж творческая работа) Джордж Сорос тоже говорит, что «для художественного творчества дисциплина необходима» (см. «Кризис мирового капитализма»).

Да что далеко ходить, посмотрите на видоизменение самой распространенной деятельности от начала века до наших дней. Менеджмент в начале века – это Тейлор, посекундная организация работы, конвейер, и т.п. Менеджмент сегодня – это мотивация, раскрытие потенциала работника, создание условий для творчества. А название то же! Так и тайм-менеджмент возможно адаптировать как к размеренной работе технического специалиста, так и к профессиональной деятельности журналиста или креатора. Разница будет лишь в конкретных приемах, а не в принципиальных возможностях. Тайм-менеджмент (или самоорганизация) может помочь только в том случае, если есть желание добиться результата. Если человек заранее уверен, что организовать творчество невозможно, то он и не сможет этого сделать.

Первый вопрос: зачем нужен тайм-менеджмент творческой личности? Во-первых, использование тайм-менеджмента покажет, где имеются реальные резервы времени. Все люди, но представители творческих профессий в особенности, любят говорить: «Ах, у меня на это нет времени!». Тайм-менеджмент хорош тем, что он объективно покажет – время есть! Его надо лишь правильно использовать.

Пример. Дмитрий – ассистент арт-директора рекламного агентства «АРТ-Нова». Проблема – недостаток времени для создания собственных эскизов (а без них о продвижении по карьерной лестнице можно было забыть). В то же время после начала хронометража обнаружил, что огромное количество времени тратится в машине в ожидании, пока его босс проводил встречи и переговоры. Оказалось достаточным сломать стереотип, что для рисования обязательно нужен стол и несколько часов свободного времени, чтобы найти несколько 15-минутных перерывов каждый день. Вполне достаточно, чтобы раз в 2-3 дня создавать неплохой эскиз.

В этом примере герой применил прием разбивания творческого задания на части. Поэтому первая рекомендация – не надо стесняться делать это. Конечно, хорошо выделить часов эдак пять и, не спеша, под кофеек, сочинить все целиком. Но на практике так получается редко. Поэтому следуйте простейшей схеме: набросать план и по одному пункту реализовывать его. Например, для написания статьи сначала набросайте тезисный план, затем по одной раскройте свои мысли.

Еще одной рекомендацией будет помнить выражение «Торопиться – это на самом деле делать дела медленно, но без перерывов между ними». Часто бывает, что люди до предела оттягивают начало работы, все время прерываются на ненужные мелочные дела, а потом аврально работают. Многие даже говорят, что именно такой график им наиболее подходит. Но как общее правило такую модель вряд ли можно рекомендовать. Поэтому начав одно дело, не переключайтесь на другое до завершения.

Необходимо сказать, что этот тезис не противоречит предыдущему. Хитрость не в том, чтобы вообще не прерываться, а в том, чтобы не делать несколько дел одновременно, распыляя творческую энергию. Дорисуйте, допишите, досочиняйте – и лишь потом принимайтесь за следующий рисунок, статью, идею.
Одна из главных задач при оптимизации творческой работы – сократить время на «обдумывание». Вместо того, чтобы сначала сочинить идеальное произведение в голове, а потом перенести его на бумагу, широко применяйте принцип «мозгового штурма» – разделить сочинение и редактирование. Поэтому, сочиняете – тут же воплощайте на бумаге.

Кто-то спросит, «как же можно сочинять в заранее назначенное время?!». Ответом ему будут слова Гоголя, который частенько укорял своего друга Владимира Сологуба в лени. На его жалобы – «не пишется» – Гоголь отвечал: «А вы все-таки пишите… возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки, Владимир Александрович!»

А еще можно следовать примеру одного из мэтров отечественной журналистики Владимира Шахиджаняна: «В теплое время года предпочитаю гулять в Сокольниках и ездить по ночной Москве дорогами воспоминаний, в поисках новых сюжетов. Я останавливаю машину в каком-нибудь приятном месте и наговариваю на диктофон текст будущей книги». Он надиктовывает свои статьи и книги сам себе, как будто рассказывает кому-то о той теме, на которую хочет написать. А редакция, исправление, подбор наиболее подходящих терминов – это все уже потом, когда основной костяк текста фактически готов.

Еще из журналистской практики можно почерпнуть такой мощный инструмент тайм-менеджмента, как задание крайних сроков. В печатной журналистике есть так называемый дедлайн, то есть крайний срок сдачи материала. Вряд ли можно упрекнуть «акул пера» в организованности, но, как ни странно, на практике даже самые рассеянные и неорганизованные представители профессии в дедлайн, как правило, укладываются. Отсюда правило – задавайте сами себе крайние сроки исполнения работы, и волей-неволей Вам придется в них укладываться.

А для того, чтобы эти сроки были реалистичными, засекайте время, которое вы затрачиваете на выполнение типичных заданий. Со временем подведете статистику и выведете среднее время – исходя из этого будете планировать работу в дальнейшем. Например, я пишу среднюю аналитическую статью за 2 часа (хотя обдумывать перед этим могу несколько дней). Это позволяет мне планировать рабочее время, подстраиваясь под эти сроки.

И напоследок – говоря о творческой работе, нельзя обойти вниманием такую тонкую материю, как вдохновение. Тут можно сказать лишь одно – вдохновение помогает, но его отсутствие не должно мешать. Кроме того, если творчество – Ваша профессия, то необходимым профессиональным качеством является умение вдохновение вызывать. Тут можно еще раз вспомнить слова Гоголя (см. выше) или привести слова Чайковского: «Вдохновение – гостья капризная и не любит посещать ленивых». Одному великому композитору вторит другой – Игорь Стравинский: «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение. Я далек от того, чтобы совсем отрицать вдохновение. Напротив, вдохновение – движущая сила, которая присутствует в любой человеческой деятельности… Но эта сила приводится в действие усилием, а усилие – это и есть труд».

Резюмируем основные мысли:

1.      Поверьте, творческая работа поддается организации, тому примером многие великие.

2.      Научитесь творить в любой свободный момент времени, а такие моменты всегда найдутся. Ведите хронометраж творческой работы, и вы сами в этом убедитесь.

3.      Не смущайтесь отсутствия вдохновения, оно приходит в процессе работы.

4.      Разделите во времени процессы сочинения и критического осмысления (редактирования).

Facebook Comments Box
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.