2/3 работодателей предпочитают сотрудников-мужчин

[Всего: 0   Средний:  0/5]

В украинских компаниях процветает дискриминация при приеме на работу по половому признаку. 68% работодателей, опрошенных кадровыми агентствами, признают, что при прочих равных предпочтение отдают претенденту-мужчине. Чтобы получить работу, женщинам приходится терять паспорта с “компрометирующими” данными о семейном положении, уменьшать возраст и даже приписывать себе чужих детей.

Руководитель PR-службы одной крупной компании и мать четырех детей Мария Маркина рассказывает, что после рождения третьего ребенка и фактического разрыва с супругом она не стала официально разводиться. “Замужняя женщина с детьми куда более конкурентоспособна на рынке труда, чем разведенная”, — говорит она.

 

Быть расчетливой ее научило общение с прежними работодателями. Маркина вспоминает случай, произошедший с ней в консультационном центре, где она работала руководителем департамента по связям с общественностью. Уже будучи на 38 неделе беременности, она как-то предупредила начальника, что через месяц намечается участие центра в крупной выставке. На что тот среагировал: “А что же мы будем делать, если вы вдруг уйдете рожать?” “Фраза мужчины, отца двух взрослых детей, посчитавшего, что женщины рожают “вдруг”, меня шокировала, — делится впечатлениями Маркина. — Пока работодатели так к нам относятся, дискриминация никуда не денется”.

 

Не та половина.

В апреле этого года был произведен опрос среди HR-менеджеров. Вопрос был таков: насколько личные характеристики кандидатов влияют на их шансы получить работу. Выяснилось, что в среднем 68% работодателей отдают предпочтение мужчинам-соискателям.

 

Еще больше шансов у представителей сильного пола, если они претендуют на должности из области маркетинга, высшего административного персонала и программирования. 91% работодателей признали, что отдают предпочтение соискателям-мужчинам.

 

Самые нежелательные работники, как выяснилось в результате опроса, — разведенные женщины с двумя и более детьми, матери-одиночки и женщины в течение двух первых после заключения брака лет: работодатели боятся, что они уйдут в отпуск по уходу за детьми. 84% опрошенных работодателей сознались, что соискательницам из любой этой категории в приеме на работу под благовидным предлогом откажут. 9% отметили, что возьмут таких претенденток, если их опыт и уровень знаний на порядок выше, чем у других кандидатов. Только 7% утверждают, что рассматривают соискателей, невзирая на их “личные обстоятельства”. В исследовании отмечается, что работодатели объясняют свою позицию тем, что большинство руководителей сами мужчины “и им психологически сложно работать с женщинами”. Кроме того, мужчины, по их мысли, менее склонны к интригам на рабочем месте, легче сосредотачиваются на рабочих проблемах и реже берут больничный.

 

Возраст — помеха

Семейное положение — не единственный фактор, который усложняет женщинам жизнь. Четыре года назад 52-летняя Елена Рябчикова, корректор крупной столичной газеты, попробовала устроиться на аналогичную должность в другое издание. Вначале все складывалось удачно. На собеседовании Рябчикова перечислила все свои места работы, что произвело, по ее словам, “положительное впечатление” на HR-менеджера. В конце разговора тот поинтересовался, сколько ей лет. Пришлось сознаться. В работе ей отказали, сославшись на то, что вакансия распространяется на лиц “до 33 лет”.

 

Дмитрий Кофанов, консультант центра профессионального развития NS Consulting, отмечает, что доказать в суде нарушение трудового законодательства, запрещающего дискриминацию в сфере труда, чрезвычайно сложно. В его практике не было случаев, когда бы подобные дела выигрывал работник. Но однажды ему довелось выступить на стороне работодателя, который хотел максимально корректно отказать в приеме на работу беременной женщине, так, чтобы не было возможности обвинить компанию в дискриминации. Кофанов придумал выход. “Мы просто попросили от соискательницы медицинскую справку о том, что ей не повредит работа с компьютерами, предусмотренная должностными обязанностями лица, претендующего на вакансию. Ни один врач выдать такой документ не решился”, — делится находкой Кофанов.

 

Параллельно принявших участие в исследовании HR-менеджеров спрашивали, приходилось ли им сталкиваться со случаями манипулирования данными биографии со стороны женщин-кандидатов с целью получить работу. Самый распространенный прием — “потерять” паспорт и затем восстановить его без “компрометирующих” штампов о количестве детей или семейном положении. Второй прием — банально занизить в анкете возраст. В одном случае выяснилось, что женщина, недавно вышедшая замуж, в анкете приписала себе детей от первого брака мужа, чтобы будущий работодатель не думал, что она вскоре соберется в декретный отпуск.

 

Нужны опытные

У работодателей на этот счет иное мнение. По словам маркетолога сети супермаркетов Михаила Ануфриева, “дискриминируют” скорее “непрофессионалов или молодых сотрудников, которые не хотят осваивать свой рабочий потенциал”. А в IT-компании замруководителя управления маркетинга Ирина Тимошенко признает, что “молодым, замужним и бездетным” кандидаткам уже на первой стадии собеседований задается вопрос, не планируют ли те в ближайшее время обзаводиться детьми. В большинстве случаев, объясняет она, такие претендентки не приносят работодателю ничего, кроме лишних расходов — оплаты декретного отпуска и закрепления рабочего места на период их вынужденного отсутствия.

Купить вечные ссылки здесь http://trastik.com/ для продвижения сайта

 

Однако некоторые женщины принципиально ничего не скрывают из биографии. В компании “1С” Мария работает менеджером проекта без малого девять месяцев. На это место она пришла после конфликта с прежним работодателем, которому отдала семь лет карьеры. Расстаться пришлось после выхода Марии из декретного отпуска: вернувшись, она обнаружила, что ее место уже занято, но ей приготовили “альтернативную” позицию с зарплатой на 30% ниже прежней. “Я попыталась поговорить на эту тему с руководством, но мне недвусмысленно намекнули, что такие вещи здесь не обсуждаются, и я просто ушла”, — вспоминает Мария. На собеседовании в компании “1С” скрывать свою многодетность (а это был четвертый ребенок) она не стала. “На это вообще никто не обратил внимания, все вопросы касались исключительно моих профессиональных навыков”, — рассказывает она, добавляя, что сейчас вполне довольна работой, где ей платят на треть больше, чем на прежнем месте.

Facebook Comments Box
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.